Возможности телевидения становятся безграничными. Они совершенствуются постоянно, создавая целую телевизионную индустрию, которая формирует культуру нашего общества путём воздействия на аудиторию. Телевидение формирует вкус и даже в какой - то степени жизненную позицию, является своего рода воспитателем людей, которые ищут на "голубом экране" идеалы и объекты для подражания в лицах известных артистов и тележурналистов.
Сейчас мы переживаем стремительный рост Российской журналистики. Свобода слова и печати создала новые условия для самовыражения журналиста. Но не всегда журналисты умеют воспользоваться ими, что довольно часто приводит к очень серьёзным негативным последствиям, выражающимися в недовольстве аудитории. Журналист отвечает не только перед обществом, перед зрителем, но и прежде всего перед самим собой.
Главным продуктом телевидения являются телепрограммы, разные по жанрам, стилистике, режиссуре. Это и развлекательные передачи, кинофильмы, также аналитические и новостные программы. Лицом передачи, несомненно является ведущий - журналист, на которого возлагается большая ответственность в некоторой мере за будущее телепередачи. Как он сможет преподнести её?
Итак, на сегодняшний день мы имеем широкий спектр телевизионных программ. Чтобы иметь о нём наиболее полное представление, я обратилась к TV - рейтингу в разделе "Статистика" журнала "Итоги" (9.04.2002 год). Каждая передача имеет свой рейтинг - аудиторию программы, выраженную в процентах от общего числа жителей старше 4 - х лет и долю - процент зрителей программы от общего числа людей, в данный момент смотрящих телевизор. Анализируя "Топ - 20" передач, я отметила, что среди новостных программ по всей России лидировала программа "Время" (ОРТ), среди кинофильмов по России и в частности по Петербургу лидерство держал "Полосатый рейс" (ОРТ), в то время, как москвичи предпочли "К - 911, или Собачья работа - 2", а среди развлекательных передач первенство держали "Что? Где? Когда?" и "Слабое звено". К последним двум программам я проявляю особый интерес.
Интеллектуальные передачи востребованы сегодня в нашей стране. Многие викторины берут своё начало за границей (родина "Слабого звена" - Великобритания), кое - что же является и нашим достоянием (в "Что? Где? Когда?" за границей не играют). Среди других телеигр, на мой взгляд, их по праву можно выделить и, как то ни абсурдно звучит, сравнить (забегая вперёд, единственное сходство этих программ - это то, что они являются интеллектуальными).
"Слабое звено" появилось на ОРТ относительно недавно, но уже стало одним из самых экстремальных шоу, поскольку участники викторины должны проявить не только свои знания, но и способность пожертвовать ближним, чтобы самому выйти в финал и получить заветную сумму денег. Многие относятся скептически к этой игре, прежде всего обвиняя ведущую передачи, Марию Киселеву, в излишней жесткости. При просмотре этой передачи в самый первый раз я тоже поразилась непривычной для наших телеигр "чёрной" энергетике, но потом я решила откинуть все общепринятые шаблоны, "снять ярлыки", наложенные на программу "Слабое звено", и взглянуть на передачу не поверхностно, как делает большинство, а более глубоко.
На самом деле поведение и стиль ведущей диктует ни что иное, а режиссура шоу. Ведь, в отличие от множества призовых телеигр, главный интерес "Слабого звена" заключается в противостоянии игроков, подчеркнуть которое и призвана ведущая. На самом деле стоило бы ей проявить некоторую мягкость и "сбавить обороты", "Слабое звено" перестало бы нести в себе ту индивидуальность и непохожесть на другие передачи, которое несёт сейчас. Тем более участники не в праве негодовать на ведущую, так как они идут на игру исключительно по собственному желанию. Вопросы, которые она задаёт игрокам в перерывах между раундами, полностью "оголяют" душу человека и порой шокируют. В этой игре каждый участник проявляет свои человеческие качества. На что же люди готовы ради денег? В процессе игры необходимо стать "машиной" по ответам на вопросы, быть спокойным и собранным.
После игры у каждого проигравшего участника остаётся след: либо это обида, либо злость, либо негодование, либо опустошение. Главная задача проигравших - справиться с самим собой. О их реакции на победу своего соперника мы можем лишь догадываться, поскольку режиссёры программы не дают нам возможности увидеть происходящее за кадром. Скорее всего будет преобладать чувство зависти, и тут же возникнет вопрос: "Почему не я?" Однако не будем всех равнять "под одну гребёнку", поскольку люди разные, и, возможно, что кто - то искренне порадуется за победителя, что маловероятно.
Сравнивая же "Слабое звено" с телеигрой "Что? Где? Когда?", премьера которой состоялась аж 4 сентября 1975 года, нужно прежде всего отметить следующее: "Что? Где? Когда?" не несет в себе "чёрной" энергетики. В передаче главным преимуществом для участников является "чувство локтя", единство команды. В "Слабом звене" человек остается наедине со своей совестью, играя хоть и в команде (что весьма условно), но больше за себя.
Хотя это совсем не означает, что "Что? Где? Когда?" не держит телезрителей в напряжении, совсем наоборот. Эта передача интересна тем, что в процессе обдумывания вопроса знатоками, мы, телезрители, можем наблюдать за логикой их рассуждений, процессом появления новых неординарных идей. Нужно отметить, что сами вопросы предполагают интересный ответ. Автор игры, Владимир Яковлевич Ворошилов, всегда гордился тем, что эту игру невозможно повторить нигде в мире, тем, что это русская игра.
В течение двадцати пяти лет эта программа была одна из самых популярных и любимых на отечественном телевидении. Ворошилов был уверен, что интеллект - это способность рождать из двух старых мыслей одну новую. Этой идеей он заразил миллионы телезрителей.
Интеллектуальные игры - это не только отдых у экранов телевизоров, но и способность самим пополнить багаж знаний, поэтому приятно, когда подобные передачи лидируют в TV - рейтингах. Но "на вкус и цвет товарищей нет". У всех разные пристрастия и разные увлечения, разный духовный мир. Исходя из этого мы выбираем что нам смотреть. А что мы будем смотреть завтра?
Сейчас возможности телевидения растут. Появились новые технологии: прямой эфир, телевидение на компьютерах, оно становится всё больше интерактивным. Это открывает нам больше возможностей, делая телевидение не "сухим" источником информации, а целой "культурной отраслью", но самое главное это то, какие люди будут на экранах телевизоров, каков будет уровень журналистики?
Журналист должен быть воплощением интеллигентности и духовной культуры, честным и чистым, высокоинтеллектуальным и коммуникабельным. Он является лицом своей передачи, а его передача - это маленький мир и частичка его самого. Именно так он должен видеть себя в своей индустрии.
Телевидение несет информацию, а информацию создают журналисты. Журналистика - это творчество, и любая передача - это искусство, что и составляет наше телевидение. А каково телевидение - таково и общество, в котором нам жить.
Hosted by uCoz